Механизм досудебного оспаривания кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения, а также иных целей. На налоговые платежи приходится существенная доля расходов собственников объектов недвижимого имущества.

В соответствии с действующим законодательством, кадастровая стоимость должна максимально точно отражать рыночный уровень цен. Однако, учитывая то обстоятельство, что методики определения кадастровой стоимости, утвержденные на федеральном уровне, предусматривают массовый порядок расчетов, кадастровая стоимость может отличаться от рыночной, в том числе и в большую сторону.

Согласно требованиям действующего законодательства, для целей определения кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится государственная кадастровая оценка:

- в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон
№ 135-ФЗ)  – до 2017 года;

- в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке»  – с 1 января 2017 года.

 

Комиссия по рассмотрению споров

о результатах определения кадастровой стоимости

при Управлении Росреестра по Московской области (2018 год)

 

Для защиты интересов налогоплательщиков, Законом № 135-ФЗ предусмотрен досудебный порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлениях Росреестра в субъектах Российской Федерации – в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области (далее – Комиссия при Управлении) подлежали оспариванию результаты государственной кадастровой оценки земель, полученные в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в 2013 году, и полученные в 2015 году результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков).

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии при Управлении  регламентирован статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ и Порядком создания и работы комиссии, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263.

 

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:

 

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных
при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 

Перечень необходимых документов для обращения

в Комиссию при Управлении:

 

v  Выписка из Единого государственного реестра недвижимости
(далее - ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

v  Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, или выписка из ЕГРН «Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости» в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

v  документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,
в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается
на основании недостоверности указанных сведений;

v  отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

 

Особенности обращения в Комиссию при Управлении

по недостоверности сведений

 

Для того чтобы убедиться в достоверности или недостоверности сведений
об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заявитель вправе ознакомиться с содержанием таких сведений путем направления запроса о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости:

- к заказчику работ (в настоящее время такими полномочиями наделено Министерство имущественных отношений Московской области) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки;

- в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по Московской области), в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ.

Полученные данные необходимо сверить с характеристиками объекта недвижимости, содержащимися в официальных документах на объект недвижимости по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки.

В случае выявления расхождений, заявитель вправе обратиться в Комиссию при Управлении по основанию «Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости»,
с приложением подтверждающих документов.

 

Особенности обращения в Комиссию при Управлении

при установлении рыночной стоимости объекта недвижимости

 

В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 256, датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Дата проведения государственной кадастровой оценки отражается в отчете об определении кадастровой стоимости.

Отчеты об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости размещаются в Фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра.

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки приведены в статье 11 Закона № 135-ФЗ.

 

Комиссия по рассмотрению споров

о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области (2019 год)

 

Государственная кадастровая оценка 2018 года

 

Принимая во внимание тот факт, что в основе определения кадастровой стоимости лежит рыночная стоимость объектов недвижимости, возникает необходимость в периодической переоценке кадастровой стоимости (налоговой базы) объектов недвижимости.

В 2018 году в рамках реализации норм Федерального закона от 03.07.2016
№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) на основании решения Министерства имущественных отношений Московской области – распоряжения от 30.11.2017 № 13ВР-1766 – были проведены работы по актуализации результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда.

Исполнитель работ – Государственное бюджетное учреждение  Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее – ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»).

01.01.2018 – дата государственной кадастровой оценки.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» (далее – Распоряжение № 15ВР-1633).

Ознакомиться с данным распоряжением можно на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru в разделе > «Документы» > Распорядительные акты, принятые Министерством».

Результаты государственной кадастровой оценки, проводимой
на территории Московской области в 2018 году, для целей налогообложения применяются с 01.01.2019.

Обращаем внимание, что полномочиями по разъяснению результатов государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с требованиями Закона № 237-ФЗ, наделяется ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки».

Контактная информация ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки»: 143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1 (почтовый адрес), телефон:  8 (495) 899-00-40.

 

Порядок оспаривания кадастровой стоимости

в свете последних изменений в законодательстве,

связанных с вступлением в силу Закона № 237-ФЗ

 

Возможность оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученной в рамках работ по государственной кадастровой оценке в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ, сохраняется.

Нормами статьи 22 Закона № 237-ФЗ предусмотрен механизм и порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены
в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.

 Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так, Управление располагает информацией о создании комиссии
по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при Министерстве имущественных отношений Московской области (Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области
от 27.12.2018 № 15ВР-1831).

Министерством имущественных отношений Московской области разработан Порядок создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области, который определяет цели, задачи, функции, полномочия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия при Министерстве).

Результаты определения кадастровой стоимости согласно нормам Закона
№ 237-ФЗ  могут быть оспорены в комиссии (или в суде) на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

 

К заявлению об оспаривании прилагаются следующие документы

(часть 9 статьи 22 Закона № 237-ФЗ):

v выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

v копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

v отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

 

В состав комиссии входят один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, один представитель органа регистрации прав и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. В состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии. В состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.

 

Порядок создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве находится на стадии утверждения. Состав членов комиссии уточняется.

Настройки
Обычная версия
a a a
Картинки
выкл
вкл
Настройка шрифта
шрифт:
Интервал:
Выбор цветовой схемы
Черным по белому
Белым по черному
Черным по синему
Найти